Romulez.ru
  Главная | Почитать | Портфолио | Обо мне | Контакты  

 

 

Текстовое представление на сайте

Информация (контент) - главное на любом сайте. она должна превалировать над оформлением. Особенности контента определяют характер оформления. Оно должно подчеркивать содержательную часть и помогать пользователю ее воспринимать.

Текст. Проблема представления текста на сайте распадается на два аспекта: шрифтовое оформление и литературно-стилистическое.

Приведем примеры наиболее часто применяемых в интернете шрифтов*:

Verdana – современный шрифт, разработанный специально для отображения на мониторе компьютера. Вердана не имеет засечек (серифов), а буквы увеличены за счёт уменьшения межстрочного интервала, поэтому она хорошо читается и при маленьком размере (кегле). Это обстоятельство привело к большому распространению шрифта на Веб-страницах. Verdana более гармонично смотрится с «высокотехнологичным» дизайном. Большим преимуществом его использования является то, что этот шрифт уже при разработке предназначался для использования именно на Web-страницах и поэтому шрифт хорошо смотрится на экране даже в мелком кегле – при значении 7 pt текст еще не теряет читаемость.

Иногда вместо него используют очень похожий, но ужатый по начертанию шрифт – Tahoma.

Times - шрифт с засечками на концах линий. Такие шрифты появиись ещё в античности. Подчёркивает традиционный, книжный, академический характер контента.

Arial - беззасечный (сансерифный) шрифт. Применяется на сайтах технической тематики. Подчёркнуто прагматичен. Удобен в чтении. Красиво и современно выглядит в любом размере.

Courier - моноширинный шрифт. Все символы имеют одинаковую ширину. Таким шрифтом часто оформляются документы, созданные в раннекомпьютерную эпоху, он применялся в пишущих машинках и литерных печатающих устройствах и сейчас позволяет сохранить такое оформление.

* - Следует помнить, что шрифты Verdana, Tahoma и Courier визуально при одном и том же размере выглядят больше шрифта Times, поэтому при использовании нескольких шрифтов на сайте, для первых следует использовать на кегль (пункт) меньше.

Пользователи к этим шрифтам привыкли, тем более на многих операционных системах эти шрифты установлены по умолчанию. Поэтому не стоит без особой необходимости применять альтернативные варианты.

Разнообразие шрифтов на странице должно быть как можно меньше. Изменение гарнитуры шрифта может подчёркивать особый характер части текста. Переход при чтении со шрифта на шрифт утомляет пользователя. Если таких переходов много — внимание пользователя притупляется, снижается интерес к контенту, создаётся негативное отношение к сайту.

Размер шрифта — важный параметр текста. Размером можно выделять заголовки .и второстепенные части текста. Слишком крупный или слишком мелкий текст затрудняет восприятие текста.

Курсивом обычно выделяются небольшие «куски» текста (одно-два слова). Большое количество курсивного шрифта затрудняет чтение. Особенностью курсива является его «неожиданность» для пользователя. При взгляде на страницу в целом курсив почти незаметен и обнаруживается только при чтении текста. Сплошным курсивом некоторые авторы пытаются подчеркнуть личный характер текста или другие его особенности. Это неправильно. Таким приёмом можно только затруднить восприятие. Стилистическая окраска текста должна, определяться особенностями его литературного языка. Помочь в этом может оформление сайта и иллюстрации.

Полужирный шрифт, как и курсив, применяется для выделения части текста. Его начертание не затрудняет восприятие. Поэтому полужирным шрифтом можно выделять большие фрагменты текста (допустимо даже весь текст оформить таким образом). Такое выделение важных частей текста удобно тем, что эти части бросаются в глаза при первом же взгляде. Если так выделить значимые слова и фразы, то пользователь получит возможность получать представление о контенте, не тратя время на сплошное чтение. Это согласуется с принципом экономии, поэтому по возможности должно использоваться.

Выделение текста цветным шрифтом по своим свойствам аналогично выделению полужирным шрифтом. Единственная разница — в возможности выбора более или менее яркого цвета. Цветовые выделения утомляют пользователя. Применять их в текстах, требующих внимательного чтения, не рекомендуется. В технических текстах, инструкциях, договорах лучше использовать полужирный шрифт, а на развлекательных сайтах — цветной.

Выворотка — светлый текст на темном фоне. Особенности современных мониторов и привычки большинства пользователей делают такой текст неудобочитаемым. Этот приём обычно применяется в субсообществах интернета для того, чтобы подчеркнуть свою альтернативность или причастность к андеграунду. Если вы решили применить чёрный фон, весь текст наберите полужирным белым шрифтом. Это поможет пользователю лучше воспринимать текст.

При выборе цвета текста и фона надо обязательно заложить достаточную контрастность и подумать об оформлении текстовых ссылок. Лучше всего оформить пробную страницу в нескольких вариантах и попробовать почитать их.

Выравнивание является атрибутом абзаца или текста целиком. Наиболее удобным для чтения является, выравнивание по левому краю. При таком размещении текста ясно видны границы абзацев. Взгляд пользователя, перемещаясь к началу очередной строки, фиксируется на воображаемой вертикальной линии, образуемой левыми краями строк.

Иногда для придания более красивого вида свёрстанной странице применяют выравнивание по всей ширине текста. При этом правый край текста получается таким же ровным, как и левый. Но! При чтении такого текста у пользователя возникают трудности из-за переменной величины интервалов между словами, поскольку переносы браузер не поддерживает. «Красивость» оборачивается снижением эффективности восприятия информации. Такое выравнивание можно применять только на очень небольших текстах, размещаемых в пределах одного экрана, в случаях, когда внешний вид очень важен.

Выравнивание по центру при использовании в простом тексте не даёт преимуществ по сравнению с предыдущими случаями. Чтение такого текста затруднено из-за взаимного смещения начала строк. Применение выравнивания по центру в интернете ограничено заголовками и подписями под изображениями (в тех случаях, когда они не превышают 1-2 строк).

Выравнивание по правому краю стоит применять только для фраз, длиной существенно меньше одной строки. Например, так оформляются подписи авторов или даты выпуска, размещаемые после текста. Стихотворный эпиграф лучше выровнять по левому краю, а сдвинуть к правому краю окна другими методами.