Romulez.ru
  Главная | Почитать | Портфолио | Обо мне | Контакты  

 

 

Психология пользователя интернета

На действия пользователя интернета влияют следующие факторы:

Раздражающее воздействие компьютера. Восприятие информации с экрана компьютера затруднено мерцанием экрана, его недостаточным разрешением и другими факторами. Поэтому утомляемость пользователя интернета значительно выше, чем у читателя бумажного издания.

Необходимость экономить трафик или время. Это относится, прежде всего, к частным пользователям, сидя на рабочем месте на такие мелочи не обращают внимание. Ресурсы, время доступа к которым превышает ожидаемое, теряют в глазах пользователя привлекательность. Происходит это примерно так:

Пользователь: Кажется это то самое. Посмотрим, что здесь...
Сайт: Загружается...
Пользователь: Что то долго…
Сайт: Сейчас, сейчас, еще 50%.
Пользователь: Это что, мне после каждого клика столько ждать?
Сайт: Начинает что то рисовать на экране…
Пользователь: Нет, с этим сайтом «каши не сваришь», а мне через полчаса надо бежать. Пожалуй, я пойду в другое место…

Доступность множества ресурсов. Особенно это заметно при поиске необходимой информации через поисковую систему. От неё пользователь получает длинный список вхождений запрошенных им слов. Если какой то ресурс из этого списка открывается медленно, не удобен в пользовании или оформлен так, что не внушает пользователю доверия, он сразу же перейдёт к следующему пункту списка и больше не вернётся.

Таким образом, удержать внимание пользователя, для доведения до него определённой информации – главная задача автора, без решения которой невозможна эффективная деятельность сайта.

Впервые попав на незнакомый ресурс, пользователь оценивает скорость выдачи информации. Если она значительно меньше, чем ему хотелось бы, он может сразу отказаться от просмотра ресурса. Терпение пользователя напрямую зависит от актуальности для него ожидаемой информации. Если ему доступно много аналогичных источников, терпение существенно снижается.

Таким образом, авторы, предваряющие свои ресурсы «тяжёлыми» заставками или перегружающие графикой, рискуют упустить потенциальных пользователей в пользу конкурентов.

Кстати, скорость загрузки, не всегда зависит от "громоздкости" контента, эффектов и графики на сайте. Бывают проблемы на стороне хостинга или провайдера, когда сервер или канал связи "тормозит" и может вообще не открыть конкретный сайт(ы).

Когда страница, наконец, загружена, пользователь оказывается под влиянием её дизайнерского оформления. Цветовая гамма, графические элементы, заполненность информацией – всё сказывается на его мнении.

Пользователь: Посмотрим, что знает про это «Яндекс»…
Яндекс: Столько-то страниц, столько-то сайтов.
Пользователь: Неплохо, вот сразу вижу страничку с очень привлекательным заголовком. Кликает по заголовку.
Сайт: Быстренько загружаемся и начинаем показывать информацию.
Пользователь: Интересно, посмотрим (вчитывается в контент)...
Заканчивает читать, окидывает взглядом открытую страничку. «Это я очень удачно зашёл». Всё, что надо узнал и вообще здесь миленько, ничего не раздражает и не мешает восприятию. Берётся за мышку: «Избранное – добавить».

Выбор маршрута. После восприятия необходимой информации перед пользователем встаёт вопрос: "Что делать дальше?". Он может покинуть сеть, перейти к поиску другой информации или начать применять только что полученные знания. Так как он уже находится на сайте, автор может предложить ему свои варианты реализации его желаний. Их размещение на странице должно быть таким, чтобы взгляд пользователя достигал этих предложений после восприятия контента. Содержание альтернативных вариантов должно быть интересно пользователю и в тоже время выгодно автору. Например, вслед за описанием товара пользователь должен перейти:
  • к предложению его купить;
  • списку похожих товаров;
  • отзывам пользователей (покупателей) и тому подобным вариантам.
В этих случаях пользователь, вероятнее всего, останется на сайте и дальше. Автор сможет дольше удержать его внимание и донести больший объём информации. В случаях, когда пользователь собирается покинуть сеть или перейти к задаче, совсем не связанной с тематикой данного сайта, автор может только постараться оставить о себе заключительное благоприятное впечатление. Положительными моментами в этом плане могут быть:
  • красивое изображение, непосредственно связанное с тематикой сайта;
  • меню сайта или список предложений, описанных выше;
  • не очень навязчивый, тематический баннер;
  • предложение добавить в «Избранное» данную страницу.

Понимать, как ведёт себя пользователь, что влияет на восприятие им информации, что он хочет получить и что ему мешает - очень важно для автора сайта. Именно автор лучше всех знает свою целевую аудиторию и задачи создаваемого сайта. Всё это необходимо учитывать при разработке концепции сайта.

Обычно описанные здесь ситуации отрабатываются пользователем на уровне подсознания. Он чаще всего не воспринимает происходящее как воздействие на него контента и оформления просматриваемого сайта.

Маршруты пользователей на сайте

Приходя на сайт, пользователь ставит перед собой задачу получить доступ к необходимому ему контенту или произвести определённые действия (например, покупку или размещение сообщения). Для этого пользователь должен проделать определённые действия:

  • убедится в наличии искомого на сайте;
  • понять, как до него добраться;
  • произвести манипуляции с органами управления сайтом.

Система разделов/ссылок на сайте должна быть оптимизирована под маршруты пользователей, решающих предусмотренные автором задачи сайта.

Для доступа к контенту пользователь может избрать две основные тактики:

  • ступенчатое перемещение по дереву меню, медленно, но уверено приближаясь к намеченной цели;
  • использование средств укорочения маршрутов, таких как формы поиска, новости, горячие предложения и т.п.

Первый вариант обязательно должен быть реализован на каждом сайте. Иначе значительная часть пользователей не сможет получить доступ к контенту, а большая часть контента останется невостребованной. Этот вариант актуален для новых пользователей сайта. Таким пользователям не очень интересны новости (ведь они пока не знакомы с контекстом). Воспользоваться поиском зачастую затруднительно из-за того, что новый пользователь не знает точных формулировок, использованных на сайте. "Горячие" предложения хороши, если есть с чем сравнить.

В любом случае стройная система меню способствует упорядочению сайта и подчёркивает аккуратное отношение автора к сайтостроительству.

Второй вариант помогает постоянному пользователю, не теряя времени получить доступ именно к той странице, которая ему нужна. Знакомый с сайтом пользователь может в полной мере оценить новинки сайта и эффективно воспользоваться поисковой формой.